Пятница, 24.03.2017, 15:03
| RSS
Меню сайта
Категории раздела
Исследовательские работы [10]
Исследовательские работы учащихся
Безопасность





Школьный адвокат
Права детей
Законы ХМАО-Югры
Обновление сайта
23.03.2017Обновление материалов в разделе "Всеобуч родителей"
10.03.2017Обновление материалов "Все о ЕГЭ"
20.02.2017 Обновление материалов ГИА
16.02.2017Обновление в разделе ОБЖ
07/02/2017 Обновление в разделе прием в ОУ
23/01/2017Обновление материалов "Все о ЕГЭ"
Статистика
Главная » Файлы » Исследовательские работы

Научно-исследовательская деятельность. Из опыта работы Куничник М.В.
12.01.2012, 15:58
Занятие научно-исследовательской работой с учащимися – одно из приоритетных направлений в моей учительской деятельности за последние годы.
Прежде всего, хочется отметить трудности, возникающие на пути учителя, желающего заниматься подобной работой, но не имеющего опыта.  Сложно выбрать тему для исследования. Казалось бы, все вокруг изучено и описано учеными. Какой вклад может сделать ученик  общеобразовательной школы? На чем остановиться? Эти вопросы в моей практике были сняты любознательными учащимися. Именно благодаря таким детям, их желанию, интересу и энтузиазму, была реализована под моим руководством первая исследовательская работа по русскому языку «Модели создания косметонимов».      Это  был во всех отношениях первый опыт: для учениц девятого класса, соавторов работы, для меня в качестве руководителя и в качестве исследователя именно в области языка, а не литературы.   Когда-то  в студенчестве  я специализировалась именно  в литературе, поэтому имела опыт и  представление о том, с чего начинать и куда двигаться.   Но у детей горели глаза, и хотелось им заниматься именно проблемами языка.
Как мы работали? Определили цель нашего исследования, выявили задачи, которые следовало решать, начали собирать материал, названия косметических средств, чтобы его изучать. Посещение магазинов, интерес к рекламе, изучение ассортимента в каталогах и т.д. – все это продвигало нас к поставленной цели. Собранные наименования затем анализировались с разных позиций. Это и морфологические особенности, и способы словообразования, и лексический анализ с обязательным привлечением справочно-словарных источников, это и исследование ассоциативных реакций респондентов и т.д.    Работать в сотрудничестве с ученикамибыло действительно и сложно, и интересно.Узнала бы я,  что способна выполнить такую нелегкую, длительную во времени работу, если бы не интерес учениц?Дети учили меня, когда думали, что учу и направляю их я.  За это я им благодарна.
Защищать исследование довелось не только на школьной научной конференции «Шаг в будущее», но и на окружном этапе.  К опыту создания работы добавился опыт защиты перед незнакомой и профессиональной аудиторией. Среди тринадцати участников защита наших учениц выглядела достойно, работа вызвала интерес членов жюри. После защиты преподаватели Сургутского университета провели   обучающий семинар, на котором огромное внимание уделялось и содержанию, и оформлению научно-исследовательских работ.Для нас это было важное и полезное мероприятие, тем более, что занимаемся мы вдали от институтов и не имеем возможности проконсультироваться с профессионалами.
Мы выдержали первые испытания, все страхи оказались позади. Самое главное – доказать себе, что  ты сможешь достичь поставленной цели, сможешь преодолеть все трудности.  Дорогу осилит идущий. Это стоит помнить учителю, который и хотел бызаняться научно-исследовательской работой с учениками, но пока не знает, как это сделать.
Отдельно хочется остановиться на выборе учащихся для научно-исследовательской работы. Мы, учителя, часто сталкиваемся с инертностью, нежеланием загружать себя дополнительно и т.д. Причем перечисленное мной относится как к педагогам, так и к ученикам. Взрослый может справиться самостоятельно, а вот ребенку надо помогать. Среди учеников много и таких, кто охотно отзывается на предложение учителя и работает с удовольствием. Главное – не бросать его одного, давать решать посильные задачи, пошагово идти к результату, пробудить искренний интерес, то есть, опять же, сотрудничать. Когда научно-исследовательская работа будет закончена, у юного «научного работника»  появятся ощущение собственной значимости, положительный опыт, новые и неоценимые умения и навыки. Можно быть уверенным, что по окончании школы такой ребенок не потеряется в стенах вуза, будет легко справляться с любой курсовой, ведь он уже подкован теоретически,  получил практический опыт, знает правила оформления работы. Разница между составлением реферата (особенно когда в условиях функционирующего Интернета ученики под рефератом подразумевают найденный через компьютер материал и распечатанный без какой-либо обработки) и написанием исследовательской работы огромна.  Нам, учителям, стоит другими глазами посмотреть на ребят и найти среди них способных к сложному, кропотливому и ответственному труду.
И последнее, чем хочется поделиться – это участие в научно-исследовательских конкурсах, конференциях разного уровня. Среди них достаточное количество мероприятий заочного характера, некоторые имеют продолжение: очный финал. Пусть в силу разных финансовых сложностей мы и не окажемся на «живой» защите, но пройти отборочный заочный тур и получить определенное признание работы – это уже хороший результат. Дипломы Лауреатов первой или второй степени существенно отличаются от свидетельства участника. Это говорит о том, что наше   исследование имеет право на существование, является пусть небольшим, но шагом к научным горизонтам. В прошедшем 2010-2011 учебном году нам довелось поучаствовать не только в заочных этапах, но и съездить на серьезные мероприятия, организованные для школьников. В феврале проходил традиционный Седьмой всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева. Огромное количество финалистов, прошедших отбор и приглашенных в Москву, были разделены на секции. В секции гуманитарных наук, к которой относилась наша работа, было тридцать участников. Конкурентов много, большинство ребят съехались из разных городов, были и сельские школьники. Работа моей ученицы была отмечена Дипломом Лауреата, к ней проявил интерес председатель жюри профессор Обухов А.С., который просто очаровал всех участников гуманитарной секции. Неподдельный интерес, различные вопросы, мудрые советы – все это в сочетании с уважением к выступающему ребенку и его исследованию подкупили нас окончательно. Это лучший опыт защиты, какой только можно предложить. Второе мероприятие, Восемнадцатые юношеские чтения имени В.И. Вернадского, проходило в апреле того же года в Москве. Совершенно другие условия, стендовая защита работы, для нас оказались новыми и неожиданными. Изготавливать стенд – занятие непростое, надо учесть и требования к оформлению, и эстетичность, и обязательное сокращение материала до восьми страниц, причем половина должна быть иллюстративной, что сложно сделать в работе по русскому языку. Общение с членами жюри предполагало живой разговор вблизи стенда, что снимает напряжение, т.к. нет большой аудитории, в то же время сложно в гуле человеческих голосов вести разговор о серьезных вещах. Тем не менее, общение состоялось, были получены и положительные отзывы, и полезные советы, и определенная доля критики. Еще один серьезный опыт в научно-исследовательской работе. Сложно конкурировать с учащимися, научные руководители которых – профессора, преподаватели вузов; материальная база для создания работы существенно отличается в Москве, например, и в Горноправдинске. То, что наши работы проходят конкурсный отбор, получают положительные рецензии с рекомендациями, - это, на мой взгляд, уже определенное достижение. Хочется надеяться, что такие поездки периодически будут случаться в нашей жизни и будут хорошим стимулом при работе над новым научным исследованием. Организаторы таких мероприятий учитывают специфику работы школьных учителей и организуют в ходе мероприятия конференции, круглые столы, семинары, курсы – все, что помогает профессионально расти, приобретать опыт и новые навыки, знания.   
«Нет законченного исследования, есть законченные исследователи» - эта фраза попала мне на глаза в прошлом году, ее автора я не запомнила.  Но  вот смысл высказывания точен. Если учитель занялся с ребятами научно–исследовательской работой, вряд ли ему захочется ее бросить. Отдача столь велика, что сложности, сопровождающие эту деятельность, стоит преодолеть.

Категория: Исследовательские работы | Добавил: ugra
Просмотров: 856 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приемная директора

...

Электронный журнал

Расписание звонков и режимы работы школы

Всеобуч родителей

Это важно

...


Поиск

Copyright MyCorp © 2017